С «King’s Bounty: Легенда о рыцаре», продолжением которой и является «Принцесса в доспехах», в свое время случилась интересная и крайне поучительная история. Несмотря на определенную маркетинговую кампанию — соответствующая реклама мелькала даже на крупнейших специализированных сайтах, — на Западе про игру все равно слышало полтора человека, а играло и того меньше. Отдельные отзывы этих единиц как раз и представляют главную ценность: с поразительным количеством восклицательных знаков и непечатного слога эти люди в один голос хвалят King’s Bounty, советуют ее своим друзьям и удивляются никому не известной компании, которая на поверку оказалась едва ли не второй Blizzard.
После подобного Katauri Interactive хочется немедленно признать главным лучом света в российской индустрии, то ли иллюзорно, то ли действительно затерявшейся «во мгле», а всем остальным порекомендовать в срочном порядке пройти тренинг в калининградском офисе студии. Уже за одно то, что эти люди обошлись в своей работе без привычных криков о недостаче бюджета и трудных условиях, команду Дмитрия Гусарова стоит, как минимум, уважать. В таком разрезе «Принцессу в доспехах» интересно оценивать не просто как продолжение, а как своеобразное антикризисное выступление.
Пока другие закрывают собственные проекты, в очередной раз жалуются на нехватку финансирования и во всем винят пресловутый «кризис», Katauri придумала хитрый трюк — в пластиковую коробку с улыбающейся принцессой положили не «дополнение», а полноценную новую игру на сорок часов. Фокус гарантированно срабатывает каждый раз, независимо от того, соскучились ли вы по хорошим походовым боям со времен Heroes of Might and Magic III или только слышали о такой игре краем уха. Через несколько дней вы с удивлением будете встречать утро, сгорбившись за клавиатурой и мышкой, и с улыбкой вспоминать собственное обещание немедленно отправиться спать после победы вон над тем демоном. Если что, мы вас предупреждали.
Фэнтези в узде
Для тех, кто в свое время пропустил «Легенду о рыцаре», соотнести все вышеназванные пункты с собственным первым впечатлением о «Принцессе в доспехах», на самом деле, не так-то и легко. На обложке продолжения King’s Bounty действительно нарисована принцесса, но кроме улыбки примечательна она еще и своим откровенным доспехом, метко прозванным бронелифчиком. У любого нормального человека это немедленно вызывает ассоциации с самым убогим и чудовищным фэнтези — с полуголыми воительницами, полными пафоса бессмысленными диалогами, обязательным самопожертвованием, историей безответной любви и прочей чушью, навеянной трехгрошовыми романами в мягкой обложке. Дальнейшее знакомство словно специально подтверждает эти предположения: играть приходиться за девушку в мини-юбке, в первые же минуты на экране появляется огромный демон Баал, жаждущий уничтожить человечество, а в следующий момент юная принцесса прыгает в портал, соединяющий два мира.
Данную картину как должное воспринимают только те, у кого из головы еще не выветрились воспоминания о King’s Bounty. Юная девушка Амели — один из ключевых персонажей первой части, правда, в то время она была еще совсем ребенком, а Баал — тот самый демон, которого победил Билл Гилберт, главный герой «Легенды о рыцаре» и наставник принцессы. Спустя десять лет Амели обучилась военному ремеслу, Билл Гилберт отправился на поиски новых миров и не вернулся, а заточенный навеки Баал вырвался из своей тюрьмы и жаждет мести. Единственный шанс принцессы спаси родное королевство — найти своего учителя и восемь специальных камней, разбросанных по всему миру. Эти банальные и довольно скучные подробности запоминать вовсе не обязательно. Игра дружелюбна к новичкам и довольно быстро реабилитируется в их глазах. Из смешного в своей пафосности фэнтези «Принцесса в доспехах» превращается в забавную, порой ироничную сказку. Здесь очень кстати пришелся пересмотр авторами собственных взглядов на юмор. В первой части персонажи чуть ли не паясничали на экранах и превращали в фарс каждый второй разговор. В продолжении по-прежнему есть чему улыбнуться, но шутки вышли куда более органичными и естественными, практически «для своих» — тут, например, есть гном Лин Торвальд и охранный дроид R-14 «Gromozeka».
Но вместо того, чтобы глазеть по сторонам и искать спрятанные шутки, игроку предлагается заняться куда более важными делами — решить десятки проблем местных персонажей. Кроме банальных контрактов на убийство — награда за них, кстати, теперь начисляется прямо на месте расправы — или заказов на десяток прочных шестерней и бочку пива, в приключение теперь вплетаются целые драмы. Двое влюбленных, разлученных друг с другом из-за государственного переворота, орк, страдающий от неразделенных чувств, происки мятежников или персональная трагедия старой колдуньи, которой срочно нужны очки. Не обошлось даже без вопросов морали — в некоторых эпизодах самостоятельно придется решать, казнить или оставить в живых. Все вместе это если и не выводит «Принцессу в доспехах» из поджанра юмористического фэнтези, то уж точно придает определенной серьезности и чувства реальности.
Вызов
Сейчас, видимо, нужно пояснить следующий важный момент: за вычетом неуместных шуток и поправки еще нескольких важных нюансов, «Принцесса в доспехах» практически дословно повторяет оригинал. В том смысле, что это King’s Bounty в новом мире (больше десяти островов и разбросанных континентов) с новым героем и новой расой разумных ящеров в придачу. Но если вы вдруг на генетическом уровне не воспринимаете подобные игры, следует держать нужную дистанцию. Под «подобными играми» в данном случае следует понимать довольно специфичное развлечение: размеренные бои, поиск сундуков с деньгами и свитков магии и — самое для многих неожиданное — осознание собственной беспомощности.
«Принцесса в доспехах» — одна из, наверное, десятка игр за последние годы, которым можно простить столь пренебрежительное и даже издевательское отношение к игроку. Буквально на втором острове, во временном отношении — через два-три часа, вам укажут на ваше место в здешней иерархии. Враги обрастают пугающими описаниями «непобедимый» или «смертельный», случайная стычка с патрулем лишает половины армии, золотые запасы катастрофически тают, и выхода, кажется, нет. Все это поначалу обескураживает настолько, что хочется найти где-то подвох и начать сначала. Но ошибка никуда не закралась — все так и задумано. Это оно — «специфичное развлечение». Когда вы, промыкавшись пять часов, с горем пополам открыв новые острова и набрав там солидную армию, возвращаетесь к прежнему обидчику и разбиваете его в пух и прах, на лице вдруг появляется злорадная улыбка. За удовольствие от регулярной мести «Принцессе в доспехах» хочется простить все на свете. В King’s Bounty важны не только сами бои, но и чувство собственного превосходства, доведенное здесь до абсолюта посредством контраста с беспомощностью. Если в «Легенде о рыцаре» десяток каких-нибудь богомерзких змей начинал злобно шипеть на вашу армию, пусть даже и многотысячную, и всячески докучать, то теперь слабаки в страхе разбегаются перед вашим войском и трусливо прячутся в ближайшем лесу.
Хоть каким-то козырем во время сражения с вражеской армией для Амели служит ее ручной дракон, новое «лицо» прежних духов ярости. Кроме того, что дракончик выглядит как побитая молью копия Стича из мультфильма студии Уолта Диснея, у него в активе есть девять специальных умений — от простого появления сундука на поле боя до жуткой бьющей из земли лавы и призыва других существ. Задранная планка максимального уровня — полноценное развитие продолжается вплоть до 50-го — всячески подталкивает к использованию питомца и частым дракам вообще. В остальном заявленные возможности составлены из пожеланий поклонников: летающая лошадь, быстрые путешествия с одного острова на другой, специальные награды за многочисленные победы или бережливое отношение к собственной армии… Но в случае с «Принцессой в доспехах» столь осторожные нововведения только приветствуются. Получилось ярко, сказочно, немного наивно, но до чертиков интересно. Если у вас есть возможность не спать всю ближайшую неделю, вы знаете, что нужно делать.